По каким параметрам классифицируются легкоатлетические виды спорта. Общая характеристика легкоатлетических упражнений. Упражнения для развития быстроты движений

ОСНОВЫ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ КАК ВИДА СПОРТА

Глава 1

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»

Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта

Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: группы видов легкой атлетики, половой и возрастной признаки, места проведения. Основу составляют пять видов легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метания и многобо­рья. Классификация по половому и возрастному признакам: муж­ские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов. В последней спортивной классификации по легкой атлетике у жен­щин насчитывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин - 56 и 15 видов спорта, соответственно.

Следующая классификация видов спорта приводится по мес­там проведения тренировок и соревнований: стадионы, шоссей­ные и проселочные дороги, пересеченная местность, спортивные манежи и залы.

По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения пре­обладающего проявления какого-либо физического качес­тва: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной вынос­ливости, специальной выносливости.

Также виды легкой атлетики делят на классические (К) (олим­пийские) и неклассические (все остальные). На сегодняшний день в программу Олимпийских игр у мужчин входит 24 вида легкой атлетики, у женщин - 22 вида легкой атлетики, которые разыг­рывают самое большое количество олимпийских медалей.

Рассмотрим группы видов легкой атлетики.

Ходьба - циклический вид, требующий проявления специаль­ной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин.

У женщин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10 км;

в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 10, 20 км.

У мужчин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10, 20 км;

в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 35, 50 км.

Классические (К) виды: у мужчин - 20 и 50 км, у женщин - 20 км.

Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег.

Гладкий бег - циклический вид, требующий проявления ско­рости (спринт), скоростной выносливости (300 - 600 м), специ­альной выносливости.

Спринт, или бег на короткие дистанции, прово­дится на стадионе и в манеже. Дистанции: 30, 60, 100 (К), 200 (К) м, одинаковые для мужчин и женщин.

Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400 (К), 600 м, одинаковые для мужчин и жен­щин.

Бег на выносливость:

Средние дистанции: 800 (К), 1000, 1500 (К) м, 1 миля - про­водится на стадионе и в манеже у мужчин и женщин;

Длинные дистанции: 3000, 5000 (К), 10 000 (К) м - прово­дится на стадионе (в манеже - только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин;

Сверхдлинные дистанции - 15; 21,0975; 42,195 (К); 100 км - проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), оди­наковые для мужчин и женщин;

Ультрадлинные дистанции - суточный бег проводится на ста­дионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины. Также про­водятся соревнования на 1000 миль (1609 км) и 1300 миль - са­мую длинную дистанцию непрерывного бега.

Барьерный бег - по структуре смешанный вид, требующий про­явления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистан­ции: 60, 100 (К) м у женщин; 110 (К), 300 м и 400 (К) м у мужчин (последние две дистанции проводятся только на стадионе).

Бег с препятствиями - по структуре смешанный вид, требую­щий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистан­ции у женщин - 2000 м; дистанции у мужчин - 2000, 3000 (К) м. В скором времени этот вид бега и у женщин станет олимпийским.

Эстафетный бег - по структуре смешанный вид, очень близ­кий к циклическим видам, командный вид, требующий проявле­ния скорости, скоростной выносливости, ловкости. Классические виды 4х ЮО м и 4x400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4 х 200 м и 4 х 400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длиной


этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по дли­не, количеству и контингенту (смешанные эстафеты - мужчины и женщины). Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м - у муж­чин, и 400 + 300 + 200 + 100 м - у женщин.

Кроссовый бег - бег по пересеченной местности, смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловко­сти. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции - 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин - 1, 2, 3, 4, 6 км.

Легкоатлетические прыжки делятся на две группы: прыжки через вертикальное препятствие и прыжки на дальность. К первой группе относятся: а) прыжки в высоту с разбега; б) прыжки с шестом с разбега. Ко второй группе относятся: а) прыжки в длину с разбега; б) тройной прыжок с разбега.

Первая группа легкоатлетических прыжков:

а) прыжок в высоту с разбега
щий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, пры­
гучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на
стадионе и в манеже;

б) прыжок с шестом с разбега (К) - ациклический вид, требу­
ющий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств,
прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных техни­
ческих видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин,
на стадионе и в манеже.

Вторая группа легкоатлетических прыжков:

а) прыжки в длину с разбега (К) - по структуре относятся к
смешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоро­
стно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Прово­
дятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) тройной прыжок с разбега (К) - ациклический вид, требую­
щий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных
качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на
стадионе и в манеже.

Легкоатлетические метания можно разделить на следующие группы: 1) метание снарядов, обладающих и не обладающих аэро­динамическими свойствами с прямого разбега; 2) метание снаря­дов из круга; 3) толкание снаряда из круга.

Причем надо обратить внимание, что в метаниях разрешается выполнять по технике любой вид разбега, но финальное усилие выполняется только по правилам. Например, метать копье, гранату, мяч нужно только из-за головы, над плечом; метать диск можно только сбоку; метать молот - только сбоку; толкать ядро можно со скачка и с поворота, но обязательно толкать.

Метание копья (К) {гранаты, мяча) - ациклический вид, тре­бующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоро-


Стно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и женщинами, только на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска (К), метание молота (К) - ациклические виды, требующие от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга (ограничен­ное пространство), мужчинами и женщинами, только на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Толкание ядра (К) - ациклический вид, требующий от спорт­смена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкос­ти. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже.

Многоборья. Классическими видами многоборья являются: у муж­чин - десятиборье, у женщин - семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, ПО м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, ПО м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин - пятиборье, четырехборье и троеборье, у мужчин - девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Четырехборье, раньше оно называлось «пионерским», проводится для школьников 11 - 13 лет. Виды, которые входят в состав мно­гоборья, определяются спортивной классификацией, замена ви­дов не допустима.

1.2. Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры

Множество людей занимаются легкой атлетикой, которая про­никла в самые отдаленные уголки земного шара, став одним из популярных видов спорта в мире. Почти все виды спорта так или иначе используют упражнения из легкой атлетики для подготовки спортсменов. Во время тренировок и соревнований проводятся научные исследования, которые в дальнейшем помогают разви­ваться таким наукам, как физиология, биомеханика, спортивная медицина, теория физической культуры и спорта и др.

Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения ши­роко используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Легкоатлетические упраж­нения повышают деятельность всех систем организма, способству­ют закаливанию, являются одним из действенных факторов про­филактики различных заболеваний. Легко дозируемые упражне-


ния могут использоваться как для развития физических качеств спортсменов высокого класса, так и для развития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, пожилого возра­ста, в период реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физи­ческой подготовке призывников и военнослужащих.

Доступность, относительная простота упражнений, минимум затрат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде, и в сельской местности, и в городской.

Спортивные тренировки в легкой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность спортсменам реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сфор­мировать характер и оптимальную психическую сферу.

Легкую атлетику можно характеризовать как:

Вид спорта, где спортсмены показывают результаты на грани человеческих возможностей;

Средство восстановления и реабилитации организма;

Средство воспитания и развития подрастающего поколения;

Учебную дисциплину, способствующую становлению специ­алиста в области физической культуры и спорта.

1.3. Задачи и содержание курса «Легкая атлетика»

в системе подготовки специалистов физической

культуры на факультете физической культуры

педагогических вузов

Легкая атлетика как учебная дисциплина занимает одно из ве­дущих мест в процессе подготовки специалистов физической куль­туры и спорта. Такое же место она занимает и в системе физиче­ского воспитания студентов неспортивных факультетов, помогая повысить уровень физической подготовленности, овладеть необ­ходимыми двигательными умениями и навыками, снизить нега­тивное влияние недостатка двигательной активности.

Основными задачами курса «Легкая атлетика» явля­ются:

Освоение теоретических знаний студентами факультета фи­зической культуры;

Формирование двигательных умений и навыков в процессе изучения техники легкоатлетических видов;

Формирование способности к аналитической деятельности, коррекции ошибок и неточностей в процессе выполнения техни­ческих элементов;

Формирование способности обучать и правильно строить про­цесс обучения, исходя из конкретных условий;


Развитие необходимых физических качеств для эффективно­го изучения техники движений и достижения высоких спортив­ных результатов, как в легкой атлетике, так и в других видах спорта;

Формирование умений и навыков тренерской деятельности в различных видах легкой атлетики;

Выявление и развитие способности к ведению научно-иссле­довательской деятельности и использование полученных матери­алов в практической работе.

В содержание курса «Легкая атлетика» входит техника легко­атлетических видов, специальных упражнений, применяемых для обучения и для развития физических качеств. Подробно рассмат­ривается методика обучения технике легкоатлетических упражне­ний. Изучаются теоретические и практические раз­работки в области спортивной тренировки с детьми и спорт­сменами различной квалификации. Немаловажное значение имеет изучение истории развития видов легкой атлетики и истории фор­мирования техники упражнений. Изучение и практическое исполь­зование различных тестов, позволяющих оценить все сторо­ны физического развития, физической подготовленности, дина­мики физических качеств, эффективности различных методик обучения и тренировки. Проведение научно-исследовательской деятельности создает предпосылки для подготовки специалистов высокой квалификации.

На базе изучения курса «Легкая атлетика» создаются возмож­ности для формирования гармонично развитой личности, умею­щей не только выполнять физические упражнения, но и облада­ющей педагогическими способностями для того, чтобы привлечь и научить других людей легкоатлетическим видам спорта, тем самым способствуя оздоровлению и развитию человеческого об­щества.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте классификацию видам легкой атлетики.

2. Какие виды легкой атлетики входят в программу Олимпийских игр

у мужчин и женщин?

3. Где и как применяются легкоатлетические упражнения?

Ходьба - обычный способ передвижения человека, замечательное физическое упражнение для людей всех возрастов. При длительной
и ритмичной ходьбе в работу вовлекаются почти все мышцы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ, что имеет оздоровительное значение. В соревнованиях применяется спортивная ходьба - наиболее сложная по технике, но вместе с тем самая эффективная. Скорость ее более чем в 3 раза выше скорости обычной ходьбы. Она требует более высокой, чем в обычной ходьбе, интенсивности работы, а следовательно, больших энергетических трат. В связи с этим занятия спортивной ходьбой оказывают значительное влияние на организм спортсмена, укрепляют его внутренние органы и системы, улучшают их работоспособность, положительно влияют на развитие силы и особенно выносливости, воспитывают волевые качества.

Соревнования по ходьбе проводятся на дорожке стадиона и на обычных дорогах (шоссейных, городских, проселочных и т.д.)
на дистанции от 3 до 50 км.

Участники соревнования по ходьбе обязаны соблюдать особенности техники ходьбы ни на мгновенье не терять соприкосновения с дорожкой (фаза полета свидетельствует и переходе на бег). За нарушение этого правила судьи снимают спортсмена с соревнований.

Бег - естественный способ передвижения. Это наиболее распространенный вид физических упражнений, который входит во многие виды спорта (футбол, баскетбол, ручной мяч и др.), а также в комплекс ГТО. Значительное число разновидностей бега является органической частью различных видов легкой атлетики. При беге в большей степени, чем при ходьбе, предъявляются высокие требования к работоспособности всего организма, так как в работу вовлекаются почти все мышечные группы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, значительно повышается обмен веществ.

Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств занимающихся в соответствии с их возможностями. Так, например, длительный бег с небольшой скоростью, особенно в лесу, парке, имеет большое гигиеническое значение и является одним из лучших средств оздоровления. Бег с более высокой скоростью предъявляет повышенные требования к занимающимся, особенно к их сердечно-сосудистой и дыхательной системам, и служит отличным средством для развития выносливости. Бег с очень высокой скоростью включается в тренировку для развития силы и быстроты.

В процессе занятий бегом воспитываются волевые качества, приобретаются умения рассчитывать свои силы, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.

Из всех видов легкой атлетики бег – наиболее доступное физическое упражнение. В соревнованиях по легкой атлетике различные виды бега и эстафет занимают ведущее место. Они всегда вызывают большой интерес у зрителей и поэтому являются одним из лучших средств пропаганды физической культуры.

В легкой атлетике различают бег гладкий (на стадионе), с препятствиями, эстафетный и в естественных условиях (на местности).

Гладкий бег проводится на беговой дорожке по кругу (против движения часовой стрелки) на определенную дистанцию или на время. Бег до 400 метров включительно проводится по отдельным дорожкам для каждого бегуна. Бег на остальные дистанции проводится по общей дорожке. Время, затраченное на прохождение установленной дистанции, фиксируется секундомером. В часовом и двухчасовом беге продолжительность бега ограничена временем, а результат определяется длиной дистанции (в метрах), пройденной за это время.

Бег с препятствиями имеет две разновидности: 1) барьерный бег, проводимый на беговой дорожке на дистанциях от 50 до 400 м с однотипными препятствиями, расставленными равномерно
по дистанции (каждый спортсмен движется по отдельной дорожке); 2) бег на 3000 м с препятствиями (стипль-чез), проводимый по беговой дорожке с прочно установленными барьерами и ямой с водой в одном из секторов стадиона.

Эстафетный бег - командный бег, в котором дистанция разделена на этапы. Цель эстафетного бега - с наибольшей скоростью пронести эстафету от старта до финиша, передавая ее друг другу. Длина этапов может быть одинаковой (короткие и средние дистанции) и разной (смешанные дистанции). Чаще эстафетный бег проводится на дорожке стадиона, реже - по улицам города (кольцевая или звездная).

Бег в естественных условиях по пересеченной местности (кросс) проводится на дистанции до 15 км, а на более длинные дистанции -
по дорогам (шоссе и проселочным). Наибольшая дистанция в легкой атлетике - марафонская (42 км 95 м). Проводятся также традиционные пробеги между населенными пунктами, например: Тарасовка - Москва (28 км), Пушкин - Санкт-Петербург (30 км).

Прыжки как способ преодоления препятствий характеризуются кратковременными, но максимальными нервно-мышечными усилиями. На занятиях легкоатлетическими прыжками совершенствуется умение владеть своим телом и концентрировать усилия; развиваются сила, ловкость, смелость. Прыжки - одно из лучших упражнений для укрепления мышц ног, туловища и приобретения так называемой прыгучести, которая необходима не только всем легкоатлетам, но и представителям других видов спорта, особенно баскетболистам, волейболистам, футболистам, штангистам.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть возможно выше, - прыжок в высоту и прыжок с шестом; 2) через горизонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть возможно дальше, - прыжок в длину и тройной прыжок. Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Кроме прыжков с разбега в тренировке используются прыжки с места в высоту, длину и тройной.

Метания - упражнения в толкании и бросании специальных снарядов на дальность. Результаты измеряются в метрах и сантиметрах. Метания характеризуются кратковременными, но максимальными усилиями не только мышц рук, плечевого пояса, туловища, но и ног. Чтобы далеко метать легкоатлетические снаряды, необходимы высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости
и умение концентрировать свои усилия. Занятия метаниями способствуют не только развитию этих важных качеств, но и гармоничному развитию мускулатуры всего тела.

В зависимости от способа выполнения легкоатлетические метания делятся на три вида: 1) броском из-за головы (копье, граната); 2) с поворотами (диск, молот); 3) толчком (ядро).

Различие способов метаний связано с формой и весом снарядов. Легкие снаряды можно дальше метнуть из-за головы с прямолинейного разбега. Более тяжелые снаряды удобнее метать с поворотами, а такой тяжелый снаряд, как ядро, не имеющий специальной ручки, удобнее толкать.

Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Многоборья предъявляют очень высокие требования
к занимающимся. Помимо высокого технического мастерства им нужны быстрота спринтера, сила метателя, прыгучесть и ловкость прыгуна, смелость барьериста и шестовика, выносливость бегуна на средние дистанции. А выполнение программы многоборья в целом требует отличной общей выносливости и высокоразвитых волевых качеств.

Занятия многоборьями - отличный путь разностороннего физического развития и для начинающих легкоатлетов. От овладения нормами комплекса ГТО, также построенного по принципу многоборья, молодой спортсмен может перейти к специальной тренировке в легкоатлетических многоборьях. Занятия многоборьями создают хорошую основу и для специальной тренировки в отдельных видах легкой атлетики. Достижения в многоборьях определяются суммой очков, начисляемых по специальным таблицам.

1.3. Организация и проведение
учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике

Спортивная тренировка основывается на общих педагогических принципах: сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности и других, а также общих принципах тренировки. В то же время тренировочный процесс в легкой атлетике обладает своими особенностями и отличительными чертами. Назовем главную из них.

Характерной чертой тренировочного процесса легкоатлетов является его многообразие. По существу, легкая атлетика, как ни один другой вид спорта, состоит из большого количества разных видов. Принято объединять эти виды на основе естественной двигательной деятельности человека, то есть ходьба, бега, прыжки и бросание предметов. Однако по специфике тренировочного процесса, направленного на преимущественное развитие ведущих в той или иной группе видов легкой атлетики физических качеств, принято следующее деление:

1) скоростные виды, характеризующиеся высокой частотой движений при определенной величине усилий (спринтерский
и барьерный бег до 400 м);

2) скоростно-силовые виды, характеризующиеся кратковременными и мощными усилиями в основной фазе движения (прыжки, метания);

3) виды, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (ходьба, бег на средние и длинные дистанции);

4) виды, характеризующиеся комплексным развитием качеств (многоборья).

Тренировочный процесс в этих группах при общих закономерностях его развития имеет тенденцию дальнейшего разделения внутри каждой из групп по задачам, этапам подготовки, средствам и методам.

Все это говорит о многообразии тренировочного процесса
в легкой атлетике, с одной стороны, объединенного общими закономерностями спортивной тренировки, с другой - имеющего глубокую специфику развития.

Легкая атлетика относится к группе видов спорта, достижения в которых выявляются через одну избранную форму техники, имеющую постоянный состав и структуру движений. Стабильность этой техники обусловлена относительным постоянством внешних условий, строго определенных правилами соревнований. Внешние условия могут лишь несколько изменяться под влиянием метеорологических факторов (дождь, ветер, солнце) и отчасти состава покрытия.

По особенностям режима двигательной деятельности виды легкой атлетики можно разделить на две группы:

1. Виды, техника которых направлена на умение развивать напряжение мышц максимальной мощности в определенной координации в соответствии с двигательными задачами. В этом проявляется специфическая техника движений, обеспечивающая наиболее рациональное использование внешних и внутренних сил (спринтерский, барьерный бег, прыжки, метания).

2. Виды, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости при оптимальных условиях интенсивности. Техника этих видов направлена на экономный расход физических сил и повышение эффективности оптимальных рабочих усилий (ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции).

При большом многообразии видов легкой атлетики имеется существенная разница в степени зависимости спортивного результата от физической или технической подготовленности спортсмена. При постоянной форме техники достижение спортивного результата в легкой атлетике зависит от гармонического сочетания техники и физической подготовки, но при ведущей роли последней.

Тренировочный процесс в легкой атлетике имеет в основном двухцикличное построение, хотя некоторые спортсмены еще строят свою тренировку как один цикл в году (ходьба, бег на длинные дистанции, некоторые виды метаний), но такие формы уже являются частными отклонениями от обычного двухцикличного построения – из-за травмы, болезни, учебы и т.п.

В настоящее время почти во всех видах легкой атлетики спортсмены участвуют в зимних соревнованиях. В основном годовая подготовка делится на два цикла - осенне-зимний и весенне-летний.

Основная организационная форма тренировочного процесса легкоатлетов - групповое или индивидуальное тренировочное занятие, имеющее продолжительность, соответствующую избранному виду легкой атлетики. Основные занятия могут дополняться ежедневной утренней тренировкой, обычно с малой нагрузкой, а также домашними заданиями в другое время дня. Помимо легкоатлетических тренировочных уроков легкоатлеты проводят занятия в виде кроссов, ходьбы, бега на лыжах, игры в баскетбол и др.

Во всех формах занятий необходимо соблюдать важное правило: начинать занятие постепенно (разминка), затем проводить основную работу (основная часть занятия кривая нагрузки всегда более высокая и может быть различной в зависимости от вида упражнения, характера его и т.д.) и в заключение занятия снижать нагрузку (заключительная часть). Такая физиологическая кривая обязательна для любого тренировочного занятия. Вся подготовка должна развертываться как управляемая система. При этом управление - это многогранный процесс, который включает в себя следующие взаимосвязанные части:

1. Определение индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена.

2. Установление цели и продолжительности пути ее достижения.

3. Установление конкретных задач обучения, воспитания повышения функциональных возможностей.

4. Выбор средств подготовки.

5. Контроль и учет тренировочных и соревновательных нагрузок.

Указанные пять частей расположены здесь в последовательности практической реализации, однако в процессе подготовки приходится вновь и вновь возвращаться к уточнению индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена, к установлению задач, к выбору более эффективных средств и методов.

В целом осуществляется управление процессом разработки программы и ее выполнение. После чего контролируется ее эффективность на основании выбранных тестов.

1.4. Программа физического совершенствования студентов
по легкой атлетике

Программа физического совершенствования студентов предусматривает тестирование в спринтерском беге, беге на выносливость и прыжках (приложение 2). Кроме указанных тестов косвенное, но явно выраженное отношение к легкоатлетической подготовке имеют тесты на общефизическую подготовленность: подтягивание на перекладине, отжимания в упоре, приседания.

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностям, то есть может выполнить определенное движение за какое-либо время или некоторое количество раз.

Эти возможности (способности) реализуются в разнообразных движениях. Люди наделены двигательными способностями в разной мере, одни - больше, другие - меньше; одни - одними способностями, другие - другими. Так, бегун на короткие дистанции в большей мере должен быть наделен от природы быстротой движений, бегун-марафонец - выносливостью.

Следует сразу отметить, что существует тесная взаимосвязь между результатами всех тестов. Так улучшение результата
в прыжках в длину с места или разбега напрямую связано с результатами в беге на время.

Однако, учитывая специфику физической подготовки студентов, следует особое внимание уделять развитию выносливости. Так как именно выносливость как способность человека противостоять утомлению при продолжительной работе является мерилом двигательной работоспособности в повседневной жизни.

Таким образом, программа легкоатлетической подготовки в вузе должна быть сориентирована в первую очередь на выносливость через нормативы в беге на длинную дистанцию. В пользу этого говорит и тот факт, что выполнение нормативов в беге на 2 или 3 км с 95-процент-ной - вероятностью гарантирует и выполнение нормативов в других легкоатлетических видах (табл. 2), как минимум на эту же оценку.

Первой задачей, стоящей перед желающими получить значительные сдвиги в своей физической подготовленности, является регулярность занятий. Для новичков это как минимум 3-4 занятия
в неделю. Сами занятия на первых этапах должны быть чрезвычайно просты для выполнения и иметь объективную оценку полученной нагрузки, с тем чтобы занимающийся мог наглядно видеть положительную динамику своей работоспособности. Каждое занятие состоит из четырех фаз. Разминка (5-7 минут), проводимая для разогревания организма и подготовки мышц и суставов к предстоящей физической нагрузке, включает в себя ходьбу или бег трусцой (2-4 минуты)
и на растяжение: наклоны, прогибания и скручивание туловища, полуприседы, махи руками и ногами, разминка голеностопного сустава.

Основная фаза занятия включает в себя непрерывный бег при полном обеспечении организма кислородом, частота сердечных сокращений в первые 6 недель тренировки не должна превышать
150 уд./мин в конце пробежки.

Важным принципом любой спортивной тренировки является непрерывный рост нагрузки. В предлагаемой для студентов программе это принцип реализуется в следующей схеме. Так как основная нагрузка - этот непрерывный бег, то ее легко оценивать двумя параметрами: скоростью и продолжительностью бега. Шестинедельный цикл для новичков предусматривает в основной фазе занятия в первую неделю 8 минут непрерывного бега, который на каждом последующем занятии должен проходить с более высокой скоростью. Для реализации этого положения необходимо, чтобы занятия проходились (после закрепления достижений предыдущих занятий) пробеганием или с большей скоростью, или несколько большей дистанции. Если занятия проходят на стадионе по измеренному кругу, то в начале недели фиксируется не время 8 минут, а соответствующая ему дистанция и в дальнейшем в каждом занятии ставится задача небольшого улучшения этого результата.

Важнейшим принципом подготовки является доступность предлагаемых требований. В этой связи первая пробежка в недельном цикле должна быть предельно простой для удержания скорости бега, с тем чтобы дальнейшее ее увеличение обеспечивалось не только ростом работоспособности, но и более высокой мобилизацией организма.

Начало следующей тренировочной недели характеризуется увеличением продолжительности пробежки (или соответствующей ей длины дистанции) до 10 минут и снижением скорости бега по сравнению со скоростью бега последней пробежки предыдущей недели до скорости лишь немного превышающей скорость бега в начале предыдущей недели. Каждая последующая неделя тренировки строится по такому же принципу, с увеличением на 2 минуты продолжительности и по своим возможностям скорости бега. Прошедшие такую программу новички, как правило, в состоянии пробегать дистанцию около 4 км в темпе
5 минут на 1 км.

В дальнейшем по такой же схеме происходит повышение беговой нагрузки до 40 минут непрерывного бега, после чего увеличение объема бега в одном занятии в чисто оздоровительных целях уже нецелесообразно. Беговая тренировка характеризуется аэробной направленностью (при полном обеспечении организма кислородом) в течение 30-40 минут 4-5 раз в неделю и является достаточной физической нагрузкой, что способствует:

– активизации обменных процессов;

– улучшению пищеварения;

– уменьшению заболеваемости и обеспечивает устойчивость
к стрессам;

– улучшению кровоснабжения головного мозга и, как следствие, повышению умственной работоспособности;

– глубокому и полноценному сну и улучшению восстановления;

– приобретению уверенности в собственных силах и упорства в достижении цели.

После пробежки следует фаза остывания и постепенного снижения активности функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В этой фазе занимающиеся продолжают двигаться в течение
4-5 минут. Как правило, это ходьба с выполнением легких упражнений на растяжение (наклоны, потягивания, закручивание корпуса и т.п.).

Четвертая, последняя фаза занятия направлена на повышение силовых качеств занимающегося и состоит из различных силовых упражнений. Продолжительность этой фазы 10-15 минут. Упражнения подбираются индивидуально в зависимости от стоящих задач. Не следует в одном занятии проделывать большое количество различных упражнений, можно ограничиться 6-8 разновидностями. При этом
в одном комплексе должны сочетаться силовые упражнения и упражнения на гибкость. Переходить к другому комплексу упражнений следует только хорошо освоив выбранный первоначально. Как правило на это уходит 2-3 недели регулярных тренировок.

Упражнения, используемые легкоатлетами:

– наклоны вперед и назад, вправо и влево;

– круговые движения туловищем;

– отталкивание от дерева, стены или разгибание рук в упоре;

– подтягивание на перекладине в висе стоя или лежа;

– приседания на двух и на одной ноге;

– ходьба в приседе, ходьба с широким выпадом в полуприседе;

– тройные, пятерные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах
в среднем темпе;

– имитация бега движениями рук;

– подъем на ступеньку высотой до 50 см;

– поднимание на носках;

– прогибания туловища лежа на животе с руками за головой;

– лежа на спине выполнять переходы из положения лежа в положение сидя и обратно;

– подъемы ног в висе;

– переходы из положения упора присев в положение упор лежа;

– подтягивание на перекладине.

Перечень упражнений может быть значительно продолжен.
Их описание приводится в обширной методической литературе.

Нагрузка в каждом упражнении должна быть значительной, что достигается за счет количества повторений и зависит собственно от сложности упражнений и от физической подготовленности занимающегося. За начальный ориентир можно взять 5-8 повторений каждого упражнения и в дальнейшем их количество корректировать. Разумность, чувство меры в сочетании с приобретенным опытом помогут точно регулировать нагрузку.

Контрольные вопросы:

1. Занятия какими видами физических упражнений объединяет легкая атлетика?

2. Когда впервые начали проводиться соревнования по легкоатлетическим видам спорта?

3. С какого момента берет начало современная история легкоатлетического спорта?

4. Назовите основные этапы развития отечественной легкой атлетики.

5. Кого из выдающихся отечественных легкоатлетов Вы знаете?

6. Охарактеризуйте группы видов легкой атлетики.

7. Каковы общие принципы спортивной тренировки?

8. Какие легкоатлетические тесты используются в вузовской программе по физической культуре?

9. Каким видам легкой атлетики, по Вашему мнению, следует отдавать предпочтение при занятиях оздоровительной физической культурой?

10. Как часто в неделю следует тренироваться и сколько времени, чтобы тренировка была достаточно эффективной?

11. Как организуются занятия?

12. Какие общеподготовительные упражнения Вы знаете?

ЛЫЖНЫЙ СПОРТ

2.1. Краткая историческая справка

Впервые спортивный лыжный клуб был организован в Норвегии в 1877 г. Днем рождения лыжного спорта в нашей стране считается
29 декабря 1895 г., когда состоялось торжественное открытие Московского клуба лыжников (МКЛ) и его лыжной станции. Кроме МКЛ в Москве в 1901 году было создано Общество любителей лыжного спорта (ОЛЛС); в 1910 г. - Сокольнический кружок лыжников (СКЛ) и Московское общество горнолыжного и водного спорта (МОГЛ
и ВС). В Петербурге лыжный клуб «Полярная звезда» был основан
в 1897 г., а в 1909 г. кружок лыжников Политехнического института.

Первый чемпионат России был проведен в 1910 г. в Москве на Ходынском поле на дистанции 30 верст, победителем стал Павел Бычков.

Первые зимние Олимпийские игры (ЗОИ) были проведены в 1924 г. в Шамони (Франция). Параллельно с ними прошел первый чемпионат мира по лыжным гонкам. Первый самостоятельный ЧМ (второй по счету) прошел в 1925 г. в Иоганнисбаде (Чехословакия).

В 1954 г. наши спортсмены впервые участвовали в ХХ чемпионате мира по лыжным гонкам, который проходил в городе Фалун (Швеция).

Первыми чемпионами мира стали: В. Кузин - победитель на дистанциях 30 и 50 км, обладатель Королевского кубка и звания «Король лыж»; Л. Козырева - победительница на дистанции 10 км.

В 1956 г. наши спортсмены впервые участвовали в VII зимних Олимпийских играх в Кортина-д"Ампеццо (Италия).

Первыми олимпийскими чемпионами в индивидуальных гонках стали Л. Козырева (1956 г., IIV ЗОИ, 10 км) и В. Веденин (1972 г., XI ЗОИ, 30 км).

Виды лыжного спорта

Олимпийские виды лыжного спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, горные лыжи, фристайл, лыжное двоеборье, сноуборд.

Лыжные гонки. К понятию «равнинные лыжи» относится тренировочная и соревновательная деятельность по лыжным гонкам, физкультурно-массовая и оздоровительная деятельность с использованием равнинных лыж в народно-хозяйственной деятельности в снежных регионах России.

Программа по лыжным гонкам на XVIII ЗОИ (1998 г.):

женщины : 5 км, 10 км (комбинация с дистанцией 5 км), 15 км, 30 км, эстафета 4х5 км;

мужчины: 10 км, 15 км (комбинация с дистанцией 10 км), 30 км, 50 км, эстафета 4х10 км.

Стили, которыми лыжники проходили различные соревновательные дистанции на XVIII ЗОИ (1998 г.):

классический стиль : 5 км и 30 км у женщин, 10 км и 50 км у мужчин, а также I и II этапы женской и мужской эстафеты;

свободный стиль: 10 км (в комбинации) и 15 км у женщин, 10 км и 50 км (в комбинации) и 15 км у женщин, 15 км (в комбинации) и 30 км у мужчин, а также III и IV этапы женской и мужской эстафеты.

Биатлон - это лыжная гонка свободным стилем с оружием
и стрельба по мишеням на огневых рубежах.

В биатлоне используется малокалиберная винтовка - 5,6 мм.

Программа по биатлону на XVIII ЗОИ (1998 г.):

женщины : 7,5 км, 15 км и эстафета 4х7,5 км;

мужчины: 10 км, 20 км и эстафета 4х7,5 км.

Стрельба по мишеням производится из двух положений - лежа и стоя. На первом и третьем рубежах лыжники стреляют из положения - лежа, на втором и четвертом - стоя.

Дистанция стрельбы на всех рубежах - 50 метров, размер мишеней при стрельбе из положения лежа - 4 см, при стрельбе из положения стоя - 11 см (по диаметру).

Количество огневых рубежей на различных соревновательных дистанциях:

два огневых рубежа на дистанциях 7,5 км у женщин, 10 км
у мужчин, а также в женской и мужской эстафетах;

четыре огневых рубежа на дистанциях 15 км у женщин и 20 км у мужчин.

На каждом огневом рубеже спортсменам разрешено производить 5 выстрелов, чтобы поразить 5 мишеней. В эстафетных соревнованиях в случае непоражения 5 патронами всех мишеней спортсменам предоставляется возможность использовать 3 дополнительных патрона.

В индивидуальных соревнованиях на дистанциях 15 км (жен.)
и 20 км (муж) каждый допущенный промах при стрельбе оценивается одной штрафной минутой. Во всех других видах программы каждый допущенный промах при стрельбе оценивается одним дополнительным (штрафным) кругом в 150 м, который преодолевается лыжником сразу же после стрельбы (количество штрафных кругов равно количеству допущенных промахов).

В индивидуальных соревнованиях на 15 км у женщин и 20 км у мужчин итоговый результат определяется по сумме времени, затраченного на преодоление дистанции, и штрафного времени, начисленного за допущенные промахи при стрельбе (1 промах = 1 мин). Во всех других видах программы итоговый результат определяется общим временем, затраченным на прохождение дистанции, включая и время, затраченное на преодоление штрафных кругов (1 промах = 1 кругу в 150 м).

Прыжки на лыжах с трамплина. Классификация трамплинов в зависимости от критической точки (К): учебные - до 35 м, учебно-тренировочные - до 60 м, спортивные - более 60 м.

Программа по прыжкам на лыжах с трамплина на XVIII ЗОИ (1998 г.): личное первенство на трамплинах с критической точкой 90 и 120 м, командное первенство на трамплине с К = 150 м.

Основными структурными элементами трамплина являются: стартовая площадка, гора разгона, стол отрыва, гора приземления, площадка остановки.

Результаты прыжков оцениваются по технике исполнения прыжка и по дальности прыжка. Техника прыжка оценивается по исполнению спортсменом полета и приземления. Технику прыжка оценивают пять судей, каждый из которых может максимально выставить 20 очков. При определении итоговой суммы очков берутся три судейские оценки (лучшая и худшая отбрасываются).

Критическая точка (К) - это определенная дальность прыжка, оцениваемая 60-ю очками. При выполнении прыжка меньшей дальности (относительно К) производится вычитание из 60 очков,
в случаях, когда спортсмен прыгнул дальше критической точки,
к 60 очкам начисляются дополнительные. Каждый метр отклонения от расстояния, соответствующего критической точке, на трамплине с К=90 м равен 2,0 очка, на трамплине с К=120 м равен 1,8 очка.

Каждый участник соревнований имеет право на три прыжка: первый - пробный, второй и третий - зачетные. Спортивный результат определяется суммой очков, полученных спортсменов за дальность и технику исполнения двух зачетных прыжков.

В составе команды - четыре спортсмена, итоговый результат определяется суммой очков трех лучших участников.

Лыжное двоеборье. Соревновательные упражнения, которые включает лыжное двоеборье: прыжки на лыжах на трамплине
с К=90 и лыжная гонка свободным стилем на 15 км в индивидуальных соревнованиях и на 10 км. В командных соревнованиях проводится эстафета 4х5 км.

Индивидуальные соревнования проводятся в два дня: в первый день - прыжки на лыжах на трамплине с К=90 м, во второй день - лыжная гонка на 15 км свободным стилем. Участвуют только мужчины.

Оценка прыжков в лыжном двоеборье и в прыжках с трамплина ничем не отличается.

Количество попыток определения результата в прыжках: три прыжка, из которых первый прыжок пробный, два следующих - зачетные.

Очки начисляются за лучший результат, показанный в лыжной гонке, начисляется 220 очков, за каждую минуту проигрыша победителю отнимается 10 очков.

Итоговый результат определяется суммой очков, полученных спортсменом в двух зачетных прыжках и лыжной гонке.

Представитель команды, набравшей наибольшую сумму очков за прыжки в первый день соревнований, стартует первым, за ним стартуют представители команд, занявших последующие места, время старта определяется с учетом имеющейся разницы в сумме очков за прыжки по системе Гундерсена, то есть временной «разрыв» определяется из расчета 1 мин = 9 очков (1с = 0,15 очка).

«Спринт» - это командные соревнования в составе двух участников, в программе этого вида двоеборья - прыжки на лыжах
с трамплина и лыжная эстафета, состоящая из 10 этапов по 1,5 км (участники команды, поочередно сменяя друг друга, проходят
по 5 этапов каждый), соревнования проводятся в один день.

Горные лыжи. Программа по горным лыжам XVIII ЗОИ (1998 г.): слалом, гигантский слалом, супергигант, скоростной спуск, комбинация - скоростной спуск и слалом. Во всех видах участвуют мужчины
и женщины.

Характеристика слалома: длина трассы до 500 м (до 450 для женщин), перепад высот не менее 150 м, трасса размечена воротами вертикального типа, расположенными на расстоянии от 7 до 15 м. Результат определяется по сумме двух попыток.

Характеристика слалома-гиганта: длина трассы достигает 1500 м и более, прокладывается на склонах с разнообразным рельефом (бугры, спады, контруклоны), перепад высот на трассе не менее 250 м,
с 30-40 воротами различного типа (горизонтальные, вертикальные, косые). Результат определяется по сумме времени двух попыток.

Характеристика супергиганта: длина трассы достигает 2000 м
и более, перепад высот для мужчин - 500-600 м, для женщин -
350-500 м, число ворот для мужчин - не менее 35, для женщин -
не менее 30, минимальное расстояние между воротами - 25 м. Результат определяется временем прохождения трассы в одной попытке.

Характеристика соревнования по параллельному слалому: соревнования проводятся на равноценных параллельных трассах, расположенных на расстоянии 6 м. Перепад высот на трассах - 80-100 м, число ворот - от 20 до 30. Старт участникам дается одновременно,
во второй попытке они меняются трассами. Время финишировавшего первым приравнивается к нулю, отсчет времени последующих ведется от времени финиша первого участника. Соревнования проводятся в несколько туров. В первом туре участвуют не более 32 спортсменов, во втором туре 16 (1/8 финала), в третьем - 8 и т.д. (до финала).

Характеристика соревнований по скоростному спуску: соревнования проводятся на трассах длиной 2000-3500 м с перепадом высот для мужчин - 100 м, для женщин - 500 м. На трассах устанавливаются контрольные ворота шириной не менее 8 м. При подготовке трасс исключаются резкие повороты и значительные трамплины, средняя скорость спуска достигает 100 км/ч. Результат оценивается временем прохождения трассы.

Характеристика соревнований в спуске на скорость: соревнования проводятся на склоне крутизной 40-45 градусов, трасса соревнований состоит из трех частей: зоны разгона (300 м), мерного отрезка (100 + см) и участка торможения (300 м). Соревнования длятся
4-5 дней, спортсмены ежедневно выполняют до 5 попыток, результат - скорость лучшей попытки, фиксируется на мерном отрезке.

Спортивное ориентирование на лыжах. Виды соревнований по спортивному ориентированию: заданное направление, маркированная трасса, по выбору. Чемпионат мира проводится только в заданном направлении. Участвуют мужчины и женщины.

Основными элементами ориентирования являются: работа
с компасом, чтение карты и выбор пути, опознавание ориентиров, измерение расстояния, поиск КП (контрольного пункта).

В этом виде для всех участников устанавливается строгая последовательность прохождения КП, расположенных на трассе. При нарушении установленной последовательности или пропуске КП результат аннулируется. «Взятие» КП регистрируется участником
в специальной карточке компостером или карандашом, находящимся на КП. Карта выдается участнику по стартовому протоколу за 1 минуту до старта или в момент старта. В последнем варианте время на заправку карты в планшет входит в результат, который определяется временем прохождения дистанции.

Ориентирование на маркированной трассе заключается в прохождении дистанции (маркированной и единой для всех) с нанесением на карту места нахождения КП, установленных на трассе.
Местоположение КП определяется путем сличения карты с местностью по ориентирам, которые видит спортсмен вокруг себя. Нанесение КП на карту осуществляется путем прокалывания карты в соответствующей точке иглой или компостером. За ошибку начисляется штрафное время (от 2 до 4 мм - 1 мин, от 4 до 6 мм - 2 мин). Итоговый результат определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени.

Ориентирование по выбору предполагает произвольный выбор (отыскание) КП, нанесенных на карту, за контрольное (одинаковое для всех участников) время. С учетом сложности расположения КП вводится их дифференцированная оценка по очкам. За опоздание на финиш по истечении контрольного времени - налагаются штрафные очки. Итоговый результат определяется суммой набранных очков.

2.3. Выбор и подготовка лыжного инвентаря,
одежды и обуви лыжника-гонщика

При выборе длины лыж для прогулок и спортивного применения с использованием классических ходов рекомендуются лыжи длиной, превышающей рост спортсмена на 30-35 см. При передвижении коньковыми ходами используются лыжи меньшей длины (на 10-20 см), но не меньше роста спортсмена, так как использование более коротких лыж запрещено правилами проведения соревнований свободным стилем.

Для лыжных прогулок, тренировок и соревнований классическими ходами рекомендуется использовать палки длиной, достигающей верхней части плеча человека. При передвижении коньковыми ходами используются палки на 10-20 см длиннее, однако по правилам соревнований длина палок не должна превышать роста спортсмена.

Классификация и общая характеристика легкоатлетических упражнений

атлетика упражнение бег многоборье

Легкая атлетика включает в себя 5 видов упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. В каждом из этих видов имеются свои разновидности, варианты. Правилами соревнований определены дистанции и условия соревнований для мужчин, женщин, спортсменов различных возрастных групп. Основные легкоатлетические упражнения включаются в программу Олимпийских игр, национальных первенств, школьных спартакиад. По этим упражнениям присваиваются спортивные разряды и звания.

Ходьба естественный способ передвижения человека. Спортивная ходьба отличается от обычной как большой скоростью, так и своеобразной техникой, обеспечивающей значительную быстроту и экономичность движений. При систематических занятиях спортивной ходьбой активизируется деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, вырабатывается выносливость, воспитываются такие ценные качества, как настойчивость, воля, упорство, умение переносить трудности, бороться с утомлением, неизбежно возникающим в процессе длительных соревнований. Спортивная ходьба классифицируется в зависимости от места проведения соревнований (дорожка стадиона, дорога, шоссе). На стадионе скороходы соревнуются на дистанциях 3, 5, 10, 20, 50 км и в часовой ходьбе, а по шоссе на 15, 20, 25, 30, 50 км. Участники соревнований по спортивной ходьбе обязаны придерживаться определенных правил, главное из которых - постоянный контакт спортсмена с дорожкой (опора одной или обеими стопами). При появлении безопорного положения, когда спортсмен фактически переходит на бег, согласно правилам, он снимается с соревнований. Бег является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег бывает центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие атлетические упражнения, такие, как прыжки в длину, высоту и с шестом, метание копья.

Быстрый спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно - силовых качеств, бег на средние и длинные дистанции - выносливости, барьерный бег - ловкости, способности к высокой координации движений. Бег подразделяется на гладкий (по дорожке стадиона), с естественными препятствиями (кросс), с искусственными препятствиями и эстафетный. В свою очередь в гладком беге различают: бег на короткие дистанции - от 30 до 400 м; на средние дистанции - от 500 до 2000 м; на длинные дистанции - от 3000 до 10 000 м; на сверхдлинные дистанции - 20 000, 25 000, 30 000 м; часовой и двухчасовой бег. Кросс по пересеченной местности проводится на самые разнообразные дистанции (от 500 м до 14 км), а бег по дорогам на 15, 20, 30 км и 42 км 195 м (марафонский бег). Эстафетный бег подразделяется в зависимости от длины и количества этапов. Он может проводится на короткие дистанции - 4Ч60, 4Ч100, 4Ч200, 4Ч400 м; на средние 5Ч500, 3Ч800, 4Ч800, 10Ч1000, 4Ч1500 м и на смешанные дистанции - 400 + 300 + 200 + 100 м и 800 + 400 + 200 + 100 м. Кроме того, в нашей стране широко культивируются эстафеты по улицам городов с произвольной длиной этапов. Прыжки в легкой атлетике подразделяются по своему назначению - в длину и высоту. Они выполняются с места и с разбега. В настоящее время прыжки с места в программу официальных соревнований не включаются, а используются преимущественно как средство тренировки и в качестве тестов для определения уровня физической подготовленности. Прыжки выполняют различными способами и вариантами. Так, прыгать в длину можно способом «согнув ноги», «прогнувшись» или «ножницами», а в высоту - «перешагиванием», «перекатом», «волной», «перекидным», «фосбери - флоп». В некоторых способах прыжков имеется по нескольку вариантов. Например, прыжок способом «перекат» может выполняться с нырком за планку или без него, переходя планку боком или спиной, приземляясь на толчковую или маховую ногу и т.д.

Тройной прыжок состоит из последовательно выполняющихся «скачка», «шага» и «прыжка». Прыжок с шестом совершается с помощью движущейся опоры - шеста.

Прыжки способствуют развитию скоростно - силовых качеств, разностороннему физическому развитию человека. Они воспитывают ловкость и смелость, умение ориентироваться в пространстве и владеть своим телом. Метания - это упражнения скоростно-силового характера, целью которых является перемещение снарядов в пространстве на возможно большее расстояние. Метания характеризуются мощными, кратковременными («взрывными») усилиями. Занятия метаниями развивают прежде всего силу, совершенствуют качества быстроты, ловкости, координацию движений. Метания классифицируются в зависимости от характера разбега, способа держания снаряда. С разгона снаряда вращением метают диск, молот, вес, мяч с петлей. Со скачка проводится толкание ядра, камня, с разбега - копья, гранаты, мяча. Многоборья состоят из нескольких видов легкой атлетики. Называют многоборья по количеству входящих в него видов (троеборье, пятиборье и т.д.). Обычно в многоборья входят и бег, и прыжки, и метания. В настоящее время наибольшее распространение получили: троеборье, четырехборье и пятиборье для женщин, пятиборье и десятиборье для мужчин; троеборье, четырехборье и пятиборье для мальчиков, девочек, детей среднего школьного возраста; шестиборье и восьмиборье для юношей старшего возраста. Результаты в многоборьях определяются по специальной таблице очков, утвержденной ИААФ

Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения - значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделение на группы и подгруппы согласно определенным признакам. В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

  • 1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.
  • 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д.
  • 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: 1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание, и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности.
  • 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические ациклич и смешен.
  • 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
  • 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л.П. Матвеев, 1977):

  • 1-я группа - виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относиться большинство видов спорта;
  • 2-я группа - виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет, и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;
  • 3-я группа - виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);
  • 4-я группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);
  • 5-я группа - виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);
  • 6-я группа - многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).

Легкая атлетика включает в себя 5 видов физических упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. В каждом из этих видов имеются свои разновидности, варианты. Правилами соревнований определены дистанции и условия соревнований для мужчин, женщин, спортсменов различных возрастных групп. Основные легкоатлетические упражнения включаются в программу Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, национальных первенств, коммерческих стартов и других соревнований.

Спортивная ходьба отличается от обычной как большей скоростью, так и своеобразной техникой, обеспечивающей значительную быстроту и экономичность движений. «Состязания по ходьбе проводятся как на дорожке стадиона, так и на обычных дорогах на дистанции 3, 5, 10, 15, 20, 30 и 50 км и на время - часовая и двухчасовая ходьба на стадионе. Участники соревнований по спортивной ходьбе обязаны придерживаться определенных правил, главное из которых - постоянный контакт спортсмена с дорожкой (опора одной или обеими стопами).

Бег является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег становится центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие легкоатлетические упражнения, такие, как прыжки в длину, высоту, с шестом и тройным, метание копья и др.

Бег условно подразделяется на гладкий (по дорожке стадиона), с естественными препятствиями (кросс), с барьерами и другими искусственными препятствиями и эстафетный. «В свою очередь в гладком беге различают бег на короткие дистанции - от 30 до 400 м, средние - от 500 до 2000 м, длинные - от 3000 до 10000 м, сверхдлинные дистанции - 20, 25, 30 км, часовой, двухчасовой, марафонский бег (42 км 195 м), бег на 100 км. Кросс проводится до 14 км, а также по дорогам на самые разнообразные дистанции до 30 км. Барьерный бег проходит по дорожке стадиона на дистанции от 50 до 400 м. Бег с препятствиями (с прочно установленными барьерами и ямой с водой) на 1500, 2000 и 3000 м. Эстафетный бег подразделяется в зависимости от длины и количества этапов. Он может проводиться на короткие - 4х60 м, 4х100 м, 4х200 м, 4х300 м, 4х400 м. средние - 3х800 м, 4х800 м, 10х1000, 4х1500 м и на смешанные дистанции - 400+300+200+100 или 100+200+300+400 м или 800+400+200+100 и др.».

Прыжки в легкой атлетике подразделяются по своему назначению на горизонтальные (в длину и тройным) и вертикальные (в высоту, с шестом).

Прыжки выполняют различными способами. «Так, прыгать в длину можно способом «согнув ноги», «прогнувшись» или «ножницами», а в высоту - «перешагиванием», «перекатом», «волной», «перекидным», «фосбери-флоп».

Тройной прыжок состоит из последовательно выполняющихся «скачка», «шага» и «прыжка». Прыжок с шестом совершается с помощью движущейся опоры - шеста».

Метания - это упражнения преимущественно скоростно-силового характера, целью которых является перемещение снарядов в пространстве на возможно большее расстояние. Они характеризуются мощными, кратковременными (взрывными) усилиями, в которые вовлекаются различные группы мышц и не только руки плечевого пояса, но и туловища и ног.

Многоборья состоят из нескольких видов легкой атлетики (троеборье, пятиборье и т.д.). Обычно в многоборья входят упражнения на силу, быстроту, ловкость и выносливость - бег, прыжки и метания. Этим определяется то разностороннее влияние, которое оказывает занятие многоборьями на спортсмена, требуя от него равномерного развития различных физических качеств. В настоящее время наибольшее распространение получили: семиборье у женщин, десятиборье у мужчин; троеборье, четырехборье и пятиборье для мальчиков, девочек, детей среднего школьного возраста; от троеборья до десятиборья для юношей старшего возраста; для старших девушек - различные многоборья, начиная с троеборья и кончая семиборьем. Результаты в многоборьях определяются по специальным таблицам очков.

Легкая атлетика включает в себя 5 групп упражнений: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья. Каждая из этих групп разделяется на отдельные виды, имеющие свои особенности как по характеру выполнения основного соревновательного упражнения, так и по средствам и методам подготовки.

Правила соревнований определяют также особенности выполнения легкоатлетических упражнений в зависимости от пола и возраста занимающихся. Основные легкоатлетические упражнения включены в программу крупнейших соревнований, таких как Олимпийские игры, Чемпионаты мира и Европы. Помимо основной программы в настоящее время получили широкое распространение легкоатлетические упражнения, имеющие оздоровительное и оздоровительно-массовое направление.

По всем видам легкоатлетических упражнений возможно проведение соревнований различного уровня. Практически все виды легкоатлетических упражнений включены в единую Всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК), что помогает ранжировать участников по уровню подготовленности, присваивать им разряды и звания и стимулировать индивидуальный рост результатов в избранных видах.

Помимо этого основные легкоатлетические виды включены в различные образовательные и профессионально-прикладные программы как тестовые упражнения, помогающие в определении уровня развития основных физических качеств: быстроты, силы и выносливости.

ходьба

Оздоровительная

Ускоренная

Спортивная

стадиону

По шоссе

Короткие дистанции (спринт)

С барьерами

Средние дистанции

По стадиону

Кроссовый

С препятствиями

ные дистан

По стадиону

Кроссовый

С препятствиями

По шоссе

Сверхдлинные дистанции

Марафонский

Сверхмарафон-

По расстоянию

По времени

По шоссе

По ста-диону

Эстафетный бег

По стадиону

По местности

прыжки

С разбега

Горизонтальные

Горизонтальные

Вертикальные

Однократ-

Много-кратные

В вы-соту

С шестом

метания

С прямолинейного разбега

Из круга

много-борья

Рис. 1. Классификация видов легкой атлетики

Бег является естественным способом передвижения человека, позволяющим преодолевать определенные расстояния с максимальной скоростью. Беговые дистанции делят по длине преодолеваемых дистанций: бег на короткие дистанции (30-400 м), бег на средние дистанции (500-2000 м), бег на длинные дистанции (3000-20000 м) и бег на сверхдлинные дистанции (более 30 км, в том числе марафонский бег (бег на дистанцию 42195 м), 100 км, полусуточный и суточный бег и т.п.). Состязания на этих различающихся по длине дистанциях связаны с различием в мощности и длительности выполняемой при этом мышечной работы, поэтому подготовка к ним и степень вовлечения в соревновательную деятельность различных физических способностей (силы, быстроты и выносливости) существенно различаются.

Являясь основным средством быстрого передвижения, бег является основной частью многих видов спорта. Своеобразной формой бега является оздоровительная его разновидность - трусца .

 
Статьи по теме:
Программа с Реутовой, без инвентаря, для эктоморфа, похудения, на пресс
Учеба, работа, домашние дела, семья и личные отношения практически не оставляют никакого свободного времени для занятий спортом, чтобы поддерживать себя в отличной форме. Чтобы посещать фитнес-клуб, необходимо найти в своем графике пару лишних часов не ме
Меню на неделю чтобы потолстеть
Суточная калорийность Микрофлора кишечника Диета бодибилдера Высокоуглеводная диета Как повысить аппетит Как улучшить пищеварение Диета для набора веса девушке Диета для набора веса мужчине 1. Суточная калорийность Что бы составить диету для набора веса,
Про тренировку женской груди, или как накачать грудь девушке?
Выполняйте упражнения для роста грудных мышц для девушек – это лучший способ немного приподнять грудь в домашних условиях. Они помогают вернуть форму Вашим «девочкам» и предотвращают обвисание. На самом деле, при развитых грудных мышцах Ваша осанка станет
Почему жир откладывается на ногах?
Наверное, нет такой женщины, которая удовлетворилась бы своей внешностью на все сто процентов. "Лидирует" в самокритичности, как правило, область живота. А вот на втором месте стоят пресловутые попа и бедра (они же ляшки). Но если о том, как немного убрат