Способы проведения соревнований по спортивным играм (системы розыгрыша). Программа шахматной жеребьёвки Таблица розыгрыша по круговой системе

При организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий следует стремиться к оптимальным срокам их проведения. В зависимости от целей, задач, масштаба и ранга соревнований, наличия учебно-материальной базы, уровня подготовленности участников применяются различные системы их проведения.

Организация соревнований включает в себя такие подготовительные мероприятия как:

    подготовка и доведение до сведения подразделений учебного заведения Положения о круглогодичной спартакиаде, где оговариваются условия проведения соревнований по каждому виду спорта;

    сбор заявок от подразделений учебного заведения на участие в соревнованиях;

    проведение заседаний судейских коллегий с представителями команд, где должно быть оговорено:

    условия проведения соревнований;

    система проведения соревнований;

    утверждение принятых условий и системы проведения соревнований;

    жеребьёвка команд;

    составление программы (расписания) проведения соревнований.

Основное назначение жеребьёвки – присвоение участвующим командам (участникам) номеров. Жеребьёвка бывает общей для всех команд или с разбивкой на 2, 3 или 4 подгруппы (где первые 2, 3 или 4 команды сильнейшие, а под них проводится групповая жеребьёвка для остальных команд). Количество номеров соответствует числу участвующих в соревнованиях команд. Основное требование к жеребьёвке - это присутствие на ней всех представителей команд.

  1. Круговая система

При проведении соревнований по круговой системе каждая команда (участник) встречается с каждой командой (участником). Преимущество заключается в том, что объективно определяется победитель соревнований и места каждой команды (участника). Недостаток этой системы в том, что для проведения соревнований требуется очень много времени. При нечётном количестве команд, число игровых дней (игр) соответствует количеству команд, при чётном на один день (игру) меньше.

Количество дней (игр) определяется по формуле:

А (А–1)

Где Х - число всех дней проведения (игр), А - число команд (участников).

Вариант 1.

Чётное количество команд (участников) – 6.

Нечётное количество команд (участников) – 5.

Первый тур составляют пары команд (участников), стоящие друг против друга (цифра "0" – для команды (участника) свободный день от игр). Пары на следующий тур соревнований составляются следующим образом: первая команда остаётся на месте, остальные передвигаются против часовой стрелки.

Вариант 2.

Для чередования игр на своём и чужом поле составляется таблица для нечётного количества команд (в нашем примере 5 команд, если чётное, то + 1). Для этого проводится нечётное количество вертикальных линий по количеству игровых дней (туров). Под первой линией ставится номер 1. Чтобы определить какое количество номеров ставить между линиями и какое число поставить над второй вертикальной линией, чётное число команд (при нечётном + 1) разделить на 2, + 1 и это число записать над второй вертикальной линией.

При составлении расписания на первый день, вокруг первой вертикальной линии следует написать номера команд против часовой стрелки

Команды, номера которых расположены под и над вертикальными линиями, будут свободными в этот тур от игры.

При чётном количестве команд к номерам, стоящим под и над чертой, добавляется номер последней команды (6). К номеру, написанному над чертой, добавляем цифру справа, а под чертой – слева. Сетка выглядит так:

6–1 6–2 6–3

Окончательно таблица игр составляется следующим образом: первыми записываются номера, стоящие справа от вертикальной черты, а вторыми – слева.

Команда, чей номер в таблице стоит первым, является "хозяином поля".

Вариант 3.

Этот вариант так же позволяет чередовать встречи на своём поле со встречами на поле соперника. Таблица составляется для нечётного количества команд. В первой колонке записываем игровые дни. Чтобы определить число колонок для составления пар, к числу команд прибавляем 1, делим полученное число на два и получаем количество колонок (5+1=6:2=3). Напротив первого игрового дня по горизонтали записываем номера команд по порядку - 1, 2, 3, затем против второго игрового дня записываем оставшиеся номера - 4, 5.

Так продолжаем заполнять таблицу.

Игровые дни

1 колонка

2 колонка

3 колонка

Затем от последнего календарного дня, справа от цифры, которая стоит в последней колонке и последней строке (5), пишутся цифры в обратном направлении, начиная с цифры 1 в возрастающем порядке, но в первую колонку цифры не пишутся.

Команда, у которой в этот игровой день нет пары, будет свободная от игр.

Игровые дни

1 колонка

2 колонка

3 колонка

Для чётного количества команд в первой колонке подставляем цифру 6.

В нечётные игровые дни проставляем с правой стороны, а в чётные с левой.

Игровые дни

1 колонка

2 колонка

3 колонка

Команда, чей номер в таблице стоит первым, является "хозяином поля".

В практике спортивных игр имеют место следующие способы проведения соревнований (системы розыгрыша): круговой (все участвующие команды играют между собой); с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований; смешанный (первая часть соревнований проводится с выбыванием, вторая - по круговому способу или наоборот).

1. При круговой системе розыгрыша все команды или участники соревнований встречаются друг с другом. В зависимости от условий положения, количества участников соревнования могут проводиться в два или несколько кругов, с таким условием, чтобы каждая команда провела одинаковое количество встреч на своем и чужом поле. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков или выигранных встреч.

Круговая система позволяет точно определить силы команд, исключает элемент случайных проигрышей, позволяет объективно определить место каждой команды. Недостатком этой системы является длительное время проведения соревнований, большие материальные затраты, связанные с проживанием участников и их переездами. При большом количестве участвующих команд их предварительно распределяют на подгруппы и затем проводят стыковые игры между командами разных подгрупп.

При проведении соревнований по круговой системе количество игровых дней равняется количеству участвующих команд (при их нечетном числе) или же числу, на одну единицу меньше, при четном числе участвующих команд. Количество игр, необходимое для проведения соревнований, определяется по формуле:

где Х - количество игр, А - количество команд.

Календарь игр составляется в зависимости от условий проведения без чередования полей для участвующих команд и с чередованием полей.

В случае участия в соревнованиях четного количества команд расписание игр составляется следующим образом.

По числу команд (-1) чертят соответствующее число вертикальных линий (обозначающих количество игровых дней). Слева и справа от вертикальной линии пишут порядковые номера участвующих команд. Слева вверху от каждой линии пишут № 1, а справа от каждой линии в арифметическом порядке - номера остальных участвующих команд. Таким образом, определяется первая игровая пара каждого дня, причем номер слева от линии считается «хозяином» встречи, а номер справа от линии - «гостем» встречи. Далее определяют остальные пары первого игрового дня. Для этого подсчитывают, сколько пар должно соревноваться в этот день. Затем справа от первой вертикальной линии сверху вниз опять же в арифметическом порядке записывают первую половину участвующих команд, дальше уже слева от вертикальной линии снизу вверх записывают опять же в арифметическом порядке оставшуюся половину участвующих команд. Соединив горизонтальной черточкой расположенные напротив друг друга номера, определяют играющие пары команд первого игрового дня.

На второй и последующие игровые дни, соревнующиеся пары составляют в результате смещения всех номеров участников на один номер влево (против часовой стрелки), при этом порядковый номер «1» всегда остается неподвижным.

Пример для 7 команд

1 день2 день3 день4 день5 день

При нечетном количестве команд календарь игр составляют по вышеуказанному порядку для четного количества команд (+1).

Т.е. если необходимо составить календарь для семи команд, то в него следует включить восемь команд. После того, как будет составлена сетка расписания, вместо восьмой (условной) команды нужно написать цифру «ноль». Это значит, что соперник «нулевой» команды в этот игровой день не играет («выходной»).

Данный способ является наиболее оптимальным и справедливым для всех участвующих в соревнованиях команд, так как каждый участник имеет возможность равномерно чередовать игры дома и на выезде. Для составления календаря по этому способу применяют так называемое «правило вертикальных линий», или «способ змейки». Так же, как и в способе без чередования полей, чертят необходимое количество вертикальных линий на нечетное число команд. Внизу под первой линией пишут число «1», затем справа от первой линии снизу вверх в арифметическом порядке - первую половину номеров участников (без учета номера «1»). Вторую половину номеров в том же арифметическом порядке пишут слева от первой вертикальной линии сверху вниз.

Вверху над второй вертикальной линией пишут число, следующее за предыдущим написанным верхним справа от первой вертикальной линии. Дальше цифры проставляют в том же арифметическом порядке, но уже сверху вниз справа от второй вертикальной линии, далее снизу вверх справа от третьей вертикальной линии и т.д. Порядок написания цифр похож на змейку, откуда и произошло название способа составления календаря.

Игровые пары образуют номера, расположенные слева («хозяева поля») и справа от вертикальной линии («гости»). Каждый столбик образует один календарный день или же тур.

При четном количестве команд дополнительную цифру приписывают к свободному номеру под или над вертикальной линией, причем внизу ее пишут слева от свободного номера, а вверху - справа от свободного номера.

Календарь игр удобнее составлять, начиная с верхних пар команд.


Результаты игр заносят в специальную таблицу розыгрыша, в которой фиксируется соотношение выигранных и проигранных партий в числителе и количество завоеванных очков в знаменателе, как в каждой отдельной встрече, так и общие итоги по результатам всего соревнования. В последней графе проставляется итоговое место команды.


Система с выбыванием. Иногда ее называют олимпийской, или кубковой. Данная система применяется при большом количестве команд и малом количестве игровых дней. Достоинством этой системы является возможность принять участие в соревнованиях большому количеству команд, что особенно важно при проведении массовых соревнований.

Недостатком ее является большая степень случайности при определении победителя, так как сильнейшие команды по результатам жеребьевки уже на первых этапах могут встречаться между собой и проигравшая команда не будет иметь возможности участвовать в дальнейшей борьбе за призовые места. Дабы избежать подобных случайностей, применяют так называемую «зрячую жеребьевку», когда сильнейшие команды (по результатам предыдущих соревнований) заранее разводят по верхним и нижним половинам сетки розыгрыша. Также можно развести и следующие по силам команды, уменьшив, таким образом, элемент случайности в определении призеров соревнований.

Число игр, необходимых для проведения соревнований по системе с выбыванием, определяется по формуле:

где Х - число игр, n - количество команд.

Если количество участников кратно двум (2n - 4, 8, 16, 32 и т.д), то все команды играют без предварительных туров. Если же количество команд иное, то в предварительном туре должны сыграть столько команд, чтобы уже во втором туре играло количество команд, кратное двум. Для этого используют формулу:

где А - число участников,

2n - число, кратное двум, ближайшее к общему числу участников.

Например, при 9 командах в предварительной части будут соревноваться 2 команды (n=9; 2n=8; и тогда Х=(9-8)х2=2). В данном случае - 4 и 5 номера, так преимуществом пользуются команды, находящиеся в верхней и нижней части сетки розыгрыша, т.е. в первом туре свободны от игр 3 команды из верхней части сетки и 4 команды из нижней части сетки. При четном количестве команд в первом туре свободно от игр одинаковое количество команд из верхней и нижней половин сетки розыгрыша.


Если соревнуются 9 команд, для выявления победителя необходимо провести восемь игр и, по предложенной версии, в полуфинале играли команды под номерами 1-4 и 7-9, в финале - 4-9, а победителем вышла команда под номером 4. Если необходимо определить всех призеров соревнований, дополнительно проводят встречу за 3-4 места между командами, проигравшими в полуфинале, в нашем случае - между 1 и 7 номерами.

Зачастую при проведении спартакиад требуется выявить места для всех участников. Для этого строят дополнительно сетку розыгрыша в обратном порядке. Пример для тех же 9 команд.


Чтобы определить места для всех команд, нужно провести 13 игр (по круговой системе требовалось бы 36 игр, т.е. экономия времени почти в три раза).

Самым невезучим номером в данном примере является команда под номером 5, которая после первого же поражения не попала в 1/4 финала и заняла последнее 9 место. Команды, проигравшие в ј финала (2,3,6,8), разыгрывают между собой утешительные полуфиналы (2-3, 6-8). Победители данных встреч (3 и 8) разыгрывают между собой 5-6 места, а проигравшие (2 и 6) - 7-8 места.

Смешанная система. В настоящее время большинство крупнейших мировых соревнований проводятся по смешанной системе, которая позволяет в оптимальные сроки провести соревнования среди значительного количества команд. соревнование спортивный игра

Эта система включает элементы двух основных систем розыгрыша: круговой и с выбыванием. На первом этапе соревнования могут проводиться по той или другой основной системе, а на последующих этапах - по иной системе. Чаще всего на предварительном этапе команды разбиваются на группы, сначала проводятся игры по круговой системе, а затем определенное количество команд из группы, занявших более высокие места, встречаются с соответствующими командами из других групп по системе с выбыванием.

Смешанная система отличается разнообразием вариантов, позволяет в наиболее полной мере учесть интересы участвующих команд, организаторов соревнований, зрителей, имеющиеся условия, спортивные сооружения. Она наиболее оптимальна для краткосрочных официальных соревнований (Олимпийских игр, Чемпионатов мира, Европы).

Первый шаг – создание оргкомитета. В оргкомитет, входят заинтересованные в соревновании люди. Оргкомитет, исходя из общих установок, обычно согласовывает и утверждает «Положение о проведении турнира» и поручает главному судье, разработку регламента и подбор кандидатуры судей.

Положение о проведении турнира . Основным документом, регламентирующим все взаимоотношения сторон, участвующих в организации и проведении турнира, является «Положение о проведении соревнования». «Положение» является организационно-правовой базой, нормой, «законом» для участников и судей. Какие разделы должны быть включены в «положение»:

Цели и задачи . Обычно здесь указываются задачи популяризации шашечной игры, повышения мастерства участников, выявления сильнейших игроков, цели отбора кандидатов в сборные команды или игроков, получающих право участвовать в других турнирах и т.п.

Сроки, место и система проведения. Указывается конкретный срок с момента открытия турнира до процедуры подведения итогов, адрес расположения игрового помещения. Описывается в общих чертах система проведения турнира, в частности число туров, описывается регламент.

Руководство проведением турнира. Указывается проводящая турнир организация (или несколько). Непосредственное проведение турнира возлагается на судейскую коллегию, утвержденную, проводящей организацией.

Участники. Указываются условия участия (допуска) в турнире: по возрасту и квалификации, территориальному признаку(классу).

Порядок определения мест . Здесь указываются основные показатели, по которым производится определение мест участников, в том числе в случае равенства основных показателей у нескольких участников.

Награждение и подведение итогов. В этом разделе описывается процедура подведения итогов турнира, какими грамотами (дипломами) отмечаются те или иные достижения участников. Здесь же описывается, кто и какие права получает на участие в других турнирах или для которых данный турнир имел статус отборочного.

Финансирование. Указывает кто и за что несет расходы по проведению соревнований и участия в них.

Положение подготовлено. Следующий шаг – проведение соревнований.

Проведение шашечного турнира следует начинать с записи желающих участвовать в турнире. После окончания записи необходимо провести собрание участников.

На этом собрании надо поздравить всех участников с началом первенства, пожелать спортивных успехов, напомнить о правилах игры, объявить порядок проведения соревнования и в заключении собрания проводить жеребьевку участников.

Судья турнира обязан появляться в турнирном помещение за 30 минут до начала игр, чтобы успеть приготовить все необходимое для успешного проведения турнира.

Ясно, что каждый судья должен хорошо знать правила игры, шашечный кодекс, положение и регламент турнира. Кроме того, каждый судья должен своими действиями создавать атмосферу для честной и бескомпромиссной борьбы, чтобы спортсмены отдавали все силы, умение и мастерство для достижения победы.

Объясняя правила, в детских соревнованиях желательно напомнить правило, часто встречающиеся у ребят – «тронул-ходи».

При игре в шашки каждый должен придерживаться правила «тронул-ходи». Ход считается совершенный, если играющий переставил свою шашку (либо дамку) на новое поле и отнял от нее руку. Если один из играющих при совершении хода передвинул свою шашку (либо дамку) на новое поле, но он не отнял от нее руки, он вправе переставить эту шашку на любое, возможное для ее хода, поле. Если надо поставить на доске шашки более аккуратно, ребятам необходимо предварительно сказать «поправляю», а затем только дотрагиваться до шашек.

Соревнования можно проводить по разным системам:

По круговой системе;

По швейцарской системе;

По олимпийской системе.

Здесь мы подробней рассмотрим круговую систему.

Для проведения турнира необходимо предварительно составить расписание игр, с которыми должны быть ознакомлены все участники.

Для ведения турнира, проводимой по круговой системе, судье необходима турнирная таблица, исходя из количества участников.

ФИО

очки

место ф

прим

Все записанные для участия в турнире тянут жребий – порядковый номер для размещения в таблице соревнований.

ФИО

очки

место ф

прим

Иванов Егор

Петров Александр

Сидоров Иван

Смыслов Павел

Владимиров Илья

Васильев Андрей

Когда все участники вписаны, согласно жеребьевке, вписаны в таблицу турнира, определяется цвет шашек каждому из участников и проводится первый тур.

Если участники, встречаются друг с другом по одному разу, то цвета шашек при любом количестве участников легко определить с помощью правила; если в турнирной таблице оба игрока записаны под четными номерами (или оба под нечетными), то участник, имеющий больший номер, играет белыми. Если же один из противников записан под четным номером, а другой под нечетным, тогда участник, имеющий меньший номер, играет белыми.

Например, во встрече Иванова Егора и Васильева Андрея, белыми должен играть Иванов Егор, так как его номер нечетный – первый, а у Васильева Андрея номер шестой – четный, а в таком случае участник, имеющий меньший номер, играет белыми.

И наоборот, когда будут встречаться Сидоров Иван с Владимировым Ильей белыми должен играть Сидоров Иван, так как у обоих участников нечетные номера. Участник, имеющий большой номер, играет белыми.

Исключение: последний номер, при четном количестве участников играет с номерами верхней части таблицы черными, а с нижней – белыми.

Для четкого ведения турнира важно правильно отмечать результаты сыгранных партий в турнирной таблице. За выигрыш победителю засчитывается очко – 1(либо 2 очка по международным правилам), проигравшему – 0, за ничью обоим по пол-очка – ½(либо 1 очко).

В конце турнира места распределяются по сумме очков, набранных каждым из участников. Так, за наибольшее количество очков присуждается первое место, далее места распределяются по убыванию. Таким образом, на последнем месте остается участник, набравший наименьшее количество очков.

(Выписка из Кодекса России)

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЧЕРЕДНОСТИ ВСТРЕЧ

В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО КРУГОВОЙ СИСТЕМЕ

Таблицы служат для определения очередности игры в турнирах, а также указывают, какого цвета шашки (белые или черные) предоставляются каждому из участников. Предварительно все участники турнира путем жеребьевки получают номера от первого до последнего – по числу участников. Затем подбирается соответствующая таблица, из которой видно, какие номера встречаются друг с другом в каждом туре.


Олимпйская система определения победителя

Для проведения краткосрочных турниров с участием большого числа команд используют олимпийскую систему с выбыванием после первого поражения.

К достоинствам плей-офф можно отнести минимальное количество игр, по сравнению с другими вариантами турниров, а также «бескомпромиссность» — в нём нет ни возможности, ни смысла в договорных ничьих. Плей-офф нацелен на максимально быстрое выявление сильнейшего и обеспечивает справедливое (если считать силу участников постоянной и не зависящей от того, кто с кем играет) присвоение первого места — его занимает тот, кто никому не проиграл, в то время как все прочие участники турнира кому-то проигрывают.

Неудобство плей-офф — в жёстких требованиях к количеству участников. Если это количество не соответствует норме, то единственный выход — по жребию выдать части участников технические победы или технические поражения в первом круге, что ещё больше увеличивает влияние случайного фактора на исход турнира. Единственная альтернатива — предварять турнир плей-офф серией предварительных игр за выход в основной турнир.

Плей-офф совершенно не подходит для турниров, где важно обеспечить справедливое распределение всех мест, а не только первого-третьего. Во-первых, в плей-офф на распределение мест, кроме первого (в особенности — последних), чрезвычайно сильно влияет порядок выбора пар. В случае жеребьёвки последние места распределяются практически случайно: слабый участник, которому жребий даёт сравнимых по силе противников, легко может подняться выше сильного, которому в первом же круге достался ещё более сильный соперник.

Попытка заменить жребий на какую-то осмысленную систему подбора пар по рейтингам делает турнир предсказуемым. Есть два варианта такого подбора: либо «сильный против слабого» — в каждом круге участнику с высоким рейтингом достаётся противник с низким (конкретных алгоритмов подбора может быть несколько), либо «равный с равным» — сильнейшему дают в пару второго, третьему — четвёртого и так далее. В первом случае бо́льшая часть встреч оказывается предсказуемой, а поэтому неинтересной, во втором — половина сильнейших отсеивается на первых этапах и предсказуемым оказывается финал. Поэтому всегда используют первый вариант, чтобы зритель в финале увидел настоящую игру сильнейших, а не серый финал никому не интересных команд.

Кроме того, в чистом плей-офф места, кроме первого и второго, вообще не могут быть присвоены (у всех по одному поражению), и конкретное место заменяется понятием «выход в этап». Если необходимо конкретизировать места, занятые участниками, придётся проводить дополнительные игры, из-за чего теряется основное преимущество плей-офф — быстрота.

Расписание матчей при этой системе составляется в соответствии с сеткой игр для заявленного количества участвующих команд. Затем на судейской проводится жеребьевка, в результате которой каждый коллектив получает определенный номер, согласно которому и включается в сетку.

1. При 4 командах

2. При 8 командах:

Если число команд равно 6 или 10, то сетка должна быть такой, чтобы ко второму туру осталось количество команд, равное степени двойки. В данном случае 4 или 8. Следовательно, согласно жребию, часть команд приступит к играм во втором туре, а часть - в первом.

3. При 6 командах

4. При 10 командах


При нечетном количестве команд-участниц коллективы, вступающие в игру со второго тура, распределяются таким образом, чтобы внизу сетки было на один больше.

Создать такую таблицу руководствуясь несколькими не сложными правилами. Рассмотрим на примере для 8 участников процесс создания таблиц очередности игры различными способами. Заметим, что эта таблица применяется и при количестве участников на 1 меньше, то есть 7, просто в этом случае тот участник, которому выпало играть с последним номером (в данном примере с 8) в данном туре свободен от игры.

Способ 1

1. Пронумеруем строки: это будут номера туров:

2. В каждом туре будут играть 4 пары, всего 4 партии. Для каждой пары проведем тире в нашей таблице:

3. В первой колонке пар записываем последний номер (8) попеременно, то слева, то справа начиная слева:

4. Заполняем левые стороны пар начиная с 1 слева направо все строки. После числа 7 снова начинаем с 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 1, 2... Если в первом столбце пар левая сторона уже занята числом 8 записываем очередное число справа.

5. Проставляем справа в свободные места номера в убывающем порядке начиная с 7. После числа 1 начинаем с числа 7: 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 7, 6, 5, 4...

Все, таблица готова, участники с номерами записанными слева от черточки играют белыми.

Способ 2

Для того чтобы определить, в каком туре встречаются участники, надо сложить их номера. Если сумма будет меньше последнего четного номера таблицы или равна ему, то нужно вычесть единицу. Если сумма будет больше этого последнего номера, то вычесть последний номер. Пример: надо определить, в каком туре встречаются участники, имеющие номера 2-й и 5-й? 2+5=7. Цифра 7 меньше последнего (8-го) номера. Вычитаем единицу: 7-1=6. Итак, они встречаются в шестом туре. В каком туре играют между собой номера 4-й и 6-й? 4+6=10, т. е. больше восьми: значит, надо вычесть 8. Получаем: 10-8=2. Их встреча во втором туре.

Это правило применимо к любому номеру участника, за исключением последнего четного номера. Чтобы определить, когда встречается участник, имеющий последний четный номер, например с четвертым, надо меньший номер умножить на 2. Если произведение будет меньше последнего номера (8-го), вычитается единица; если больше, то - последний номер. По нашему примеру 4-й номер умножаем на 2. Получаем 8. Произведение равно последнему номеру, следовательно, надо вычесть единицу: 8-1=7. Они играют в седьмом туре. Определим встречу номеров 7-го и 8-го. 7x2=14. Следовательно, вычитаем последний номер: 14-8=6 (шестой тур).

Что касается цвета фигур, то здесь нетрудно запомнить всего два правила:

2) Во всех остальных случаях, если сумма (или разность) номеров четна белыми играет больший номер, если нечетна то белыми играет меньший номер.

Способ 3

Вполне достаточно таблицы турнира, чтобы определить и очередность игры и цвет фигур, которыми предстоит играть участникам с тем или иным партнером.

Отчеркнем последнего игрока (если участников четное количество), у него свои правила.

Проведем главную диагональ в направлении перпендикулярном линии образованной заштрихованными клетками. Проведем диагональ и в заштрихованной клетке у участника с номером 1. Все партии на большой диагонали играют в 1 туре. Белыми играют участники из верхней половины таблицы.

В следующем туре встречаются пары следующих вправо диагоналей.

Участник, заштрихованную клетку которого пересекла диагональ очередного тура, либо, если участников четное число, играет с участником с последним номером, либо, при нечетном количестве участников, свободен от игры в данном туре.

Цвет фигур определяется следующим образом:

1) Последний номер (только в случае если участников четное число) играет черными со всеми номерами, находящимися в первой половине таблицы, и белыми - с остальными.

2) Если диагональ пересекает заштрихованную клетку, то белыми играют участники расположенные в таблице ниже, если диагональ проходит между заштрихованными клетками, то белыми играют участники расположенные в таблице выше.

 
Статьи по теме:
Ромбовидные - упражнения, особенности тренировки, анатомия
Ромбовидные мышцы возвращают руку вниз из поднятого положения - движение, важное в каякинге, плавании брассом или при маховых движениях в теннисе, бадминтоне, волейболе и гандболе. Эта же функция необходима при разгибании верхней конечности из исходного п
Лучшее упражнение на плечи Жим штанги вверх стоя
Жим штанги стоя с груди или, по-другому говоря, армейский жим - основное базовое упражнение для плеч, используемое для развития силы и массы дельтовидных мышц и всего плечевого пояса в целом. Жим штанги стоя пользуется большой популярностью во всех трена
Дыхательная китайская гимнастика цигун Упражнений лечебной гимнастики цигун
Побороть заболевание не всегда удаётся при помощи методов традиционной медицины. Народные средства иногда не только помогают уменьшить болезненные ощущения, но и ускорить процесс выздоровления. Гимнастика Цигун для позвоночника является профилактикой мног
Занятия с Джиллиан Майклс
Все люди, страдающие ожирением, мечтают сбросить лишний вес, не нанеся при этом вреда своему здоровью. Правильное похудение за 30 дней представляет собой курс из скорректированного режима питания и системы упражнений – худеть при таком подходе не так уж с